Один лишь Роджер знает, как оно всё на самом деле ♥️🔥 ПЕРВОД СТАТЬИ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НЫНЕШНИХ КОНЦЕРТОВ РОДЖЕРА УОТЕРСА
(Статьёй поделился в ФБ клавишник группы Роджера Джон Кэрин)
"Концерт Роджера Уотерса: Искусство и политика во время кризиса"
Мэтью Бреннан, Дэвид Уолш (Детройт, США, 26 июля 2022 года.)
Роджер Уотерс, известный музыкант и активист, соучредитель группы Pink Floyd и её ведущая творческая сила с 1968 по 1983 год, в настоящее время гастролирует в Северной Америке со своими мультимедийными концертами под названием This Is Not a Drill. Ожидается, что это шоу увидит не менее миллиона человек.
Турне, которое 23 июля добралось до Детройта, использует обширный художественный каталог Уотерса для осуждения бездушной правящей элиты в США и во всём мире. Практически каждая песня посвящена насущным проблемам современности: империалистическая война, фашизм, яд национализма, бедственное положение беженцев, жертвы государственного гнёта, глобальная нищета, социальное неравенство, посягательство на демократические права и опасность ядерного уничтожения.
Такое необычное и важное событие требует особого рассмотрения. Прежде всего потому что оно поднимает на высокий и актуальный уровень вопрос о соотношении искусства и политики в период невиданных масштабов глобального кризиса.
Концерт в Детройте стал замечательным музыкальным, визуальным и интеллектуальным опытом. This Is Not a Drill включает в себя многие памятные песни из каталога того периода Pink Floyd, когда Уотерс ещё был у руля. Но это ни в коем случае не ностальгическое турне. Роджер, на самом деле, не хочет, чтобы кто-то "на время забыл о своих проблемах". Его главной заботой на протяжении всего вечера было всецело соответствовать текущим социальным и политическим реалиям.
Скромной известности сольная песня Уотерса The Powers That Be (1987 год) прозвучала в оглушительной форме, усиленная образами полицейской стрельбы и взрывов. Визуальная часть завершилась текстовым мемориалом почти двум десяткам жертв полицейского насилия в США и других странах. Гневная поддержка публики усиливались с каждым извещением об очередной смерти.
Сопровождение жгучей антивоенной песни 1992 года The Bravery Being Out of Range Уотерс включает образы каждого президента США, начиная с Рональда Рейгана, с описанием их кровавой внешней политики и клеймит каждого из них как "военного преступника". Что касается Джо Байдена, Роджер отмечает, что "всё только начинается". В крещендо песни аудиторию окутывает внезапный аудиовизуальный взрыв, призванный дать представление о том, каково это быть застреленным с помощью дрона или самолета.
В конце нагоняющей ужас песни 1979 года Run Like Hell анимационные кадры трансформируются в видеокадры, на которых американский военный вертолёт запускает ракеты по жилому району. В тексте поясняется, что это реальные кадры о десяти гражданских лицах и журналистах, убитых в Ираке в 2007 году. Он добавляет, что видео было "отважно залито Челси Мэннинг" и "отважно опубликовано Джулианом Ассанжем". Затем инсталляцию продолжают слова "Освободите Джулиана Ассанжа!" и "Посадите убийц!", вызвав самую громкую за весь вечер поддержку в аудитории.
Представление заканчивается на высокой и тревожной, роскошно растянутой ноте. Группа Уотерса впервые исполняет череду композиций из легендарного альбома 1973 года Dark Side of the Moon — Us and Them, Any Color You Like и Brain Damage/Eclipse. На экранах возникают портреты сотен людей со всего мира. Это портреты самых разных людей — подростков-жертв войн, промышленных рабочих, матерей, больных детей, бездомных. Гуманный и объединяющий образ, кульминацией которого является гигантская панорама из лиц — напоминание Уотерса об огромных утратах, которые возможны в этом мире.
За этой чередой сразу же следует менее известная, но мощная Two Suns in the Sunset (1983 год). Уотерс использует песню как отсылку к текущей угрозе ядерной войны, явно указывая на спровоцированную США/НАТО войну против России на Украине, в которой участвуют крупнейшие в мире ядерные державы. Первоначальный пасторальный и ярко анимированный образ человека, едущего по сельской местности, пугающе меняет характер. Мы понимаем, что ослепительный свет исходит от грибовидного облака ядерной бомбы, которая испепеляет большие массы людей.
Общепринятое мнение, нагнетаемое бесчисленными литературными и музыкальными журналами, преподаваемыми в каждом художественном и драматическом колледже, гласит, что искусство и политику, как масло и воду, лучше не смешивать. Регулярно приводятся различные предостерегающие примеры из прошлого, в стремлении запугать молодых художников, убедить их в безрассудстве социальной активности. Ещё более широко распространено представление, что эстетический элемент — есть вещь, существующая сама по себе, ценность, которая имеет мало или ничего общего с жизнью и заботами огромного количества людей. Словно художник, создающий эстетическую форму и зрители, которым она нравится — это пустые машины, одна —для создания формы, другая — для её оценки.
По официальной версии, художнику лучше держать свои твёрдые убеждения при себе. И многие художники и музыканты, к сожалению, живут в соответствии с таким представлением. Но Уотерс — не из их числа. Всё его турне – это целенаправленное и сознательное опровержение данной идеи. Вступительное сообщение на мультимедийной инсталляции гласит: "Если вы один из тех, кто говорит: "Я люблю Pink Floyd, но терпеть не могу политику Роджера", вам стоит прямо сейчас свалить в бар". Как же уместно и красноречиво! Действительно, как же может искусство оставаться подлинно значимым в наше время беспримерных потрясений и страданий, если из него убрать элемент протеста? Что бы в таком случае творец сказал своей аудитории? Художник, принимающий ложную дихотомию между искусством и политикой, знающий своё, "предписанное" ему место, в конечном итоге во многом обесценится и уж точно не выживет.
Власти признают опасность того, что делает Роджер. Хотя турне This Is Not a Drill получило некоторое положительное освещение в новостях, в основной прессе о нём явно не сообщается. Уотерс недавно осудил СМИ Торонто за то что они отказались предоставить какое-либо существенное освещение его двухдневного выступления в этом городе.
Решение проигнорировать выступления Уотерса в Торонто наверняка связано с его противодействием войне США и НАТО против России на Украине. Музыкант занял принципиальную позицию в этом конфликте. Решительно выступая против реакционного российского вторжения, Роджер вместе с тем заметил, что "длительное столкновение на Украине было бы прекрасным подарком для гангстерских ястребов в Вашингтоне. Это то, о чём они мечтают".
Невозможно не быть тронутым этой социально заряженной, исторически обоснованной музыкальной работой Уотерса, сплавом серьёзного художественного произведения и проницательного политического анализа. Роджер не представляет систематически разработанной политической перспективы, не говоря уже о программе определённой тенденции. То, что находит выражение в This Is Not a Drill — это глубокое возмущение несправедливостью, войнами, протест против официального лицемерия и лжи.
В свои 78 лет Уотерс, обладающий энергией и духом человека вдвое моложе себя, не проводит ностальгическое турне. Другие исполнители его возраста продолжают путешествовать, играя свои старые хиты, и, по-видимому, зарабатывая на жизнь. Подавляющее большинство из них — даже те, чьё искусство было основано на протестах против войны во Вьетнаме и борьбе за гражданские права в шестидесятые годы — утратили свой гнев десятилетия назад. Они заключили свой социальный и художественный мир с обществом, исполняя свой оригинальный материал не в силах уже сказать ничего нового и важного. Хуже всего, что у таких артистов может быть даже награда Кеннеди-центра, та самая "широкая радужная лента" позора, которую повесили им на шею президенты США, чьи руки залиты кровью.
Уотерс, не является "легендой", реликвией. Он остаётся живым, работающим, мыслящим художником. Он по-прежнему занят, по-прежнему продвигается вперёд. Его работы — это ответ серьёзного художника вызовам времени.
Уотерс — серьезный и потому непоколебимо честный художник, смелый в своих представлениях о мире. Его яркий артистизм и его оппозиция существующему общественному строю переплетаются, питают друг друга. Это не искусственная "левизна", привитая к надуманному и поверхностному "радикализму", который старается не переступить за принятые рамки. Уотерс очень давно впитал "бунт" в свои кости и мозг, и он продолжает жить и дышать им. Он вдохновляет аудиторию критически мыслить, возмущаться тем, что существует, и верить, что новый и лучший мир может и должен быть создан.
https://www.wsws.org/en/articles/2022/07/26/ispm-j26.html?fbclid=IwAR2cP-7vCh5Z8T-7SgmYUtQcdtRc2oevBn5-ebDGloKUwiwUV6JA0j2E-Ys